Сотрудники военного комиссариата Гиссарского района устроили облаву на больного эпилепсией. Однако по дороге в военкомат 19-летний Шахром Абдуллоев потерял сознание и сейчас находится под присмотром врачей в городской больнице.
«Вставал я рано утром, умывался и вдруг почувствовал на спине чужие руки. Я подумал, что кто-то из родных решил подшутить надо мной. Обернулся и увидел работников поселкового совета и двух незнакомых мужчин. «Собирайся, поедешь служить»,- раздался чей-то голос. В это время один из незнакомцев схватил меня за рубашку, другой – за брюки. Так они понесли меня до машины. Я потерял сознание», рассказал Шахром Абдуллоев в беседе с Радио Озоди 20 апреля.
Шахриннисо Зухурова
Шахриниссо Зухурова, мать Шахрома, говорит, что приехавшие к ним работники военкомата и поссовета даже не стали слушать ее, которая твердила, что у сына серьезная болезнь - эпилепсия. «Я хотела поехать вместе с сыном, но один из них – сотрудник милиции вытолкнул меня во двор», рассказывает мать Сайёда.
Кодир Ходиев, глава поссовета Гиссара, в беседе с Радио Озоди заявил, что глубоко сожалеет о случившемся, и решил оплачивать расходы на лечение Шахрома. По его словам, только по дороге в военкомат они убедились, что Шахром действительно болен, и несостоявшегося призывника в бессознательном состоянии отвезли его в больницу.
По словам врачей, эпилепсия - одно из самых распространённых хронических неврологических заболеваний человека, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.
Год назад другой житель Гиссарского района Сайёд Халимов также попал под «облаву», несмотря на то, что три года назад военный комиссариат Гиссарского района выдал ему военный билет ввиду его инвалидности - у молодого человека проблемы со слухом и врожденное искривление руки. Сайёда принудительно привели в военкомат, несмотря на явные признаки инвалидности. Военная прокуратура душанбинского гарнизона возбудила уголовное дело в отношении двух сотрудников военкомата.
Весенняя призывная кампания, согласно указу президента Таджикистана, стартовала 1 апреля и продлится до 31 мая.
По данным Министерства обороны Таджикистана, ряды Вооружённых сил страны ежегодно пополняются примерно на 15-16 тыс. человек.
Таджикские правозащитники бьют тревогу - в стране по-прежнему зафиксированы факты «облавы» на призывников. Дилафруз Самадова представитель общественной организации «Офис гражданских свобод», говорит, что на днях два студента пожаловались им на то, что несмотря на отсрочку и болезнь работники военкоматов насильно увезли их в комиссариат. Военные объясняют облавы нехваткой призывников для выполнения плана, указывая на массовую миграцию молодежи.
Большинство молодых людей в Таджикистане по-прежнему не хотят служить в армии, и главная причина – дедовщина, переходящая порой все человеческие рамки, говорят правозащитники. В последние годы сообщалось о нескольких случаях жестокого избиения солдат срочной службы сослуживцами. Некоторые из них привели к гибели военнослужащих. Несколько уголовных дел, возбужденных после этих случаев, были рассмотрены военными судами.
Власти Таджикистана часто заявляют о неприемлемости практики «облавы» на призывников. В марте прошлого года вице-премьер правительства Таджикистана Азим Иброхим потребовал от военных комиссариатов в период призыва в армию отказаться от насильственного призыва на военную службу. На собрании в Минобороны Таджикистана он заявил, что по результатам осеннего призыва в ряды армии по обвинению в использовании методов «облавы» был уволен 51 военный комиссар городов и районов страны.