Родственники заключенных заявляют об избиениях в худжандской колонии

Родственники заключенных заявляют об избиениях в худжандской колонии

Родственники нескольких заключенных, этапированных из колоний Душанбе и Вахдата в Согд, заявляют об их жестоком избиении по прибытию на место назначения.

В среду, 7 ноября, родственники заключенных написали соответствующую жалобу в Генеральную прокуратуру страны, после чего прибыли в офис Бюро по правам человека и соблюдению законности.

Они сообщили членам Коалиции НПО против пыток в Таджикистане о том, что в ночь на 6 ноября этого года свыше 50 заключенных из колоний Душанбе и Вахдата были этапированы в исправительную колонию №23 г.Худжанд.

По их словам, среди этапированных находились четверо свидетелей по делу смерти осужденного за кражу Хамзы Икромзода, который скончался 20 сентября в столичной исправительной колонии №1 предположительно в результате применения к нему пыток.

Махмурод Ризоев сообщил членам Коалиции, что его сын Сунатулло Ризоев, один из свидетелей смерти Хамзы Икромзода, подвергся сначала давлению со стороны тюремных надзирателей в душанбинской колонии №1, а затем жестокому избиению в худжандской колонии №23. «Когда следователи, расследующие факт смерти Икромзода, пришли в колонию, мой сын открыто рассказал, что своими глазами видел, как Хамзу избили до смерти и не собирался менять своих показаний», - говорит отец заключенного.

По его мнению, весь этот перевод был затеян только из-за двух свидетелей, а расправу над ними решили учинить подальше от столицы, в худжандской колонии, которая, по словам М. Ризоева, прослыла в народе как «Гуантанамо» в результате применения к осужденным жестоких и изощренных видов наказаний.

«Сейчас мой сын находится в тяжелом состоянии. Мы с утра были в Генпрокуратуре, написали жалобу, нам сухо ответили, что жалоба будет рассмотрена. Когда будет рассмотрена? Тогда, когда моего сына забьют до смерти? До каких пор в местах заключения будет твориться полнейший беспредел, и никому нет никакого дела до судеб наших детей, которые и так несут наказание в соответствии с законом?», - с негодованием говорит отец Сунатулло Ризоева.

По некоторым данным, в худжандскую колонию переведены Ильхом Рустамов, Сунатулло Ризоев, Тоджиддин Ризоев, Умед Холмуродов, Кайс Шарипов, Зоир Рахматов, Садриддин Махмадов, Садриддин Тошев и др.

Заместитель начальника Главного управления исполнения уголовных наказаний министерства юстиции Таджикистана Ильхом Махмудов сообщил, что перевод был осуществлен согласно плановым мероприятиям.

«Были этапированы заключенные из исправительных колоний строгого режима №№1, 2 и 4. Мы сразу же сообщили родственникам их адреса и информация некоторых СМИ о том, что они были этапированы без уведомления родственников, беспочвенны. Также не имеют оснований сообщения о том, что заключенные были этапированы в целях неразглашения подробностей смерти Хамзы Икромзода», - сказал Махмудов.

Между тем, директор Бюро по правам человека и соблюдению законности РТ Наргис Зокирова назвала полученную информацию от родственников этапированных заключенных «очень тревожной».

«Обращение родственников еще раз продемонстрировало то, что в местах лишения свободы нашей страны что-то не так и необходимо принимать срочные меры по расследованию подобных инцидентов и искоренению подобных нарушений. Сегодня правительство нашей страны отчитывается перед Комитетом ООН против пыток о ходе реализации Конвенции против пыток в Таджикистане и подобное действие сотрудников колонии, в случае если этот факт подтвердится, сводит на нет все усилия правительства по борьбе с пытками в нашей стране», - заявила она в интервью «АП».

По ее мнению, одна из проблем существования пыток в Таджикистане – это безнаказанность. «Пока не будет показательных примеров и на скамью подсудимых не сядут те лица из числа представителей правоохранительных органов, которые применяли пытки и жестокое обращение или по молчаливому согласию которых применяются пытки по отношению к задержанным и осужденным, мы никогда не сможем хотя бы уменьшить количество дел по пыткам. Также очень важно, чтобы виновные в пытках не подлежали амнистии, как это было по делу  Сафарали Сангова», - убеждена Зокирова.

Напомним, что сегодня, 7 ноября, Таджикистан отчитывается о выполнении Конвенции против пыток в отделении ООН в Женеве, где проходит очередная сессия Комитета ООН против пыток. На ней рассматриваются доклады ряда государств о выполнении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Правительственную делегацию Таджикистана представляют Генеральный прокурор Шерхон Салимзода, Омбудсмен Зариф Ализода, первый заместитель министра внутренних дел Нурулло Орипов, председатель Совета юстиции Зафар Азизов и т.д.

С альтернативным докладом по пыткам в Таджикистане выступят правозащитники – Сергей Романов, Гульчехра Рахманова, Татьяна Хатюхина, Тахмина Жураева и Фавзия Назарова.

Официальная делегация Таджикистана представит Национальный доклад, в котором отражена ситуация о  событиях,  произошедших  со  времени  представления  первоначального доклада РТ в 2006  году. В нем рассматривается период с 2007 по 2010 годы.

"Азия-Плюс"