Пытки – «редкое явление» или жертвы боятся преследования?

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Текст Декларации перевели на более чем 500 языков, существует текст Декларации прав человека и на таджикском языке. На сайте МИДа страны в рубрике «Международные договоры Республики Таджикистан по правам человека» Всеобщая Декларация прав человека стоит на первом месте.

В соответствии со статьей 10-й Конституции Республики Таджикистан нормы и принципы международных договоров являются составной частью правовой системы страны и государство обязано выполнять взятые на себя международные обязательства.

Статья 5-я Декларации гласит «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию». Такие же нормы содержатся в Международном пакте о гражданских и политических правах, и в Конвенции против пыток и других форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания, которые также признаны Республикой Таджикистан.

Но несмотря на то, что Таджикистан признал эти эпохальные документы еще в прошлом веке, потребовалось 20 лет, чтобы в Уголовном кодексе страны появилась статья 143 прим 1 «Пытки». Тогда, в апреле 2012 года, генеральный прокурор страны сказал, что в 2010 году в органы прокуратуры поступило порядка 50 жалоб и заявлений о пытках, насилии, из которых 15 подтвердились. В 2011 году от граждан поступило 26 таких заявлений, свое подтверждение получили 5 заявлений.

Казалось бы, с введением в действие этой статьи количество дел этой категории должно было увеличиться, однако с апреля 2012 г. до первой половины 2016 г. в органы прокуратуры поступило всего 80 жалоб о пытках, по которым лишь в 9 случаях были возбуждены уголовные дела, и из этих дел лишь 6 направлены в суд.

В 2016 году в органы прокуратуры поступило 17 обращений о пытках, в 2017 – 21. Но уже в 2018 году таких обращений поступило 48 и на основании рекомендаций Комитета ООН против пыток парламент Таджикистана внес 16 октября 2019 года поправки в Уголовный кодекс страны, которые ужесточали ответственность за применение пыток.

По данным Офиса уполномоченного по правам человека, в 2019 году к ним поступило 18 обращений по предполагаемым случаям применения пыток и жестокого, бесчеловечного обращения, в 2020 году таких обращений было всего 17, а в 2021 году – 15 обращений.

По данным Генеральной прокуратуры, в 2022 году за девять месяцев в органы прокуратуры поступило всего 6 заявлений о возможном применении пыток задержанных, но ни одно не подтвердилось.

По данным Верховного суда, в 2018 году суды рассмотрели 1 уголовное дело по статье «Пытки» в отношении 2 человек, в 2019 году – было рассмотрено два таких уголовных дела в отношении 4 человек, в 2020 году – не было вообще дел по этой статье, и в 2021 году – 1 уголовное дело в отношении 3 человек. 

Такие данные дают основание официальным лицам заявлять о том, что пытки в Таджикистане – это редкое явление, и что власти борются с этим явлением, «искореняя» его на нет.

Однако правозащитные организации утверждают, что пытки, как явление, все еще распространены. Избиения, удушения надетым противогазом привязанного к стулу задержанного, введение иголок и гвоздей под ногти – все это практиковалось, по словам обратившихся за правовой помощью пострадавших людей, во время допросов оперативными работниками и дознавателями. Но самым излюбленным средством для пыток оказался электрический ток, его пропускали не только через пальцы ног и рук, но и гениталии.

Но пытки – это не только побои, а и причинение нравственной боли, которая угрожает здоровью человека иногда и зачастую даже больше, чем физическая боль. По данным Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане за последние 2 года было зарегистрировано более 40 обращений на предполагаемые случаи применения пыток (2021 году –24 обращения, за 9 месяцев 2022 года - 16). Правозащитники и эксперты считают, что люди не пишут жалобы из-за страха — жалующемуся не гарантирована безопасность и защита от репрессий. Люди не верят, что их заявление о пытках будет рассмотрено по закону, и виновные понесут наказание. Члены Группы правовой помощи, созданной при Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, признают, что очень часто подавшие заявления и жалобы жертвы пыток отказываются от дальнейшего обжалования действий правоохранителей, так как, во-первых, устают от бесконечных скитаний по различным инстанциям. С другой стороны, преследование и запугивание жертв, их адвокатов и семей сотрудниками правоохранительных органов, вызывают у них страх, и эти жертвы, опасаясь мести, отказываются от дальнейшего обжалования.

Члены Коалиции считают, что Таджикистан обязан ратифицировать Факультативный протокол, как вопрос первоочередного порядка, и обеспечить реализацию национального превентивного механизма, а также проведение независимого мониторинга со стороны гражданского общества по вопросам пыток. Необходимо также законодательно закрепить право задержанных и доставленных в правоохранительные органы лиц на доступ к независимому адвокату и медицинским услугам и обеспечивать исключение любых доказательств, полученных с помощью пыток, из всех судебных разбирательств и любых других видов процессуальных действий. И это будут реальные шаги по реализацию норм и принципов Всеобщей Декларации прав человека, которая еще в далеком 1948 году осудила пытки, жестокое обращение, расизм, дискриминацию.

NoTorture.Tj