Психиатрические учреждения: как есть и как должно быть

Анализ проведен специалистами Хельсинкского фонда по правам человека.

Кодекс здравоохранения Республики Таджикистан, вступивший в силу с 1 июня 2017 года, заменил собой 16 ранее действовавших законов в сфере здравоохранения, в том числе Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 года "О психиатрической помощи". Поэтому кодекс должен быть и стал объектом анализа национального законодательства и международных стандартов в части обеспечения прав лиц с психическими расстройствами, которые были госпитализированы в психиатрические больницы и учреждения органов социальной защиты – его подготовили международные эксперты. Соответствие норм Кодекса принципам и механизмам, разработанным в этой области международным стандартам, очень важен с точки зрения обеспечения прав лиц с психическими расстройствами.

Эти лица относятся к одной из наиболее уязвимых и беззащитных социальных групп. Во-первых, сам факт заболевания или других расстройств у таких лиц, ограничивающих их дееспособность, а также связанные с таким расстройством низкий уровень образования, маргинализация и бедность, социальная изоляция и высокий риск стать жертвой насилия – все это потенциально может привести к нарушениям прав лиц с психическими расстройствами. Дополнительным фактором, усиливающим ситуацию беззащитности, может быть также помещение лица с психическими расстройствами в закрытое психиатрическое учреждение. Изоляция всегда связана с неравенством прав и силы между персоналом и пациентами, практически полной зависимостью пациентов от персонала, ослаблением социальных связей. Кроме того, сама госпитализация в закрытое психиатрическое учреждение уже вызывает дополнительную социальную стигматизацию.

Всем этим негативным явлениям можно и нужно противодействовать. Среди мер, которые могут улучшить ситуацию, можно привести проведение социальных кампаний, которые должны ознакомить общество с проблематикой психических нарушений и правовым положением лиц, которые с ними сталкиваются, передачу государством надлежащего объема финансовых средств, необходимых для развития психиатрии, в том числе обучения специализированных медицинских кадров, и обеспечение лечения и терапии на максимально возможном высоком уровне, создание независимого общественного механизма, осуществляющего мониторинг ситуации лиц, находящихся в психиатрических учреждениях, а также принятие надлежащей законодательной базы. «Надлежащей» – то есть учитывающей особую ситуацию лиц, находящихся в психиатрических стационарах, предусматривающую гарантии защиты их прав, а также подчеркивающей их субъектность и возможность автономного принятия решения. 

Авторы анализа обращают внимание, в частности, на процедуру приема пациента в психиатрическую больницу, в том числе приема недееспособных и несовершеннолетних пациентов, на условия и процедуру госпитализации пациента без его согласия, наличие гарантий, защищающих от необоснованного продления госпитализации, о праве на информацию и жалобы, на средства усмирения и персонал, работающий в психиатрических учреждениях. При этом образцом для сравнения при анализе принятых в РТ правовых норм были предписания международных конвенций, актов так называемого «мягкого» права, а также судебная практика международных судов и стандарты органов, осуществляющих проверки мест лишения свободы. 

Авторы при этом подчеркивают, что все упомянутые в анализе стандарты, независимо от глобального или регионального измерения, обязательной силы, органа или организации, которые их приняли, являются отражением доминирующего в последние годы подхода, согласно которому лицо с психическими нарушениями всегда должно трактоваться как субъект прав, а не объект медицинских действий. Среди международных стандартов, которые в анализе играют роль эталона, прежде всего следует упомянуть: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию о правах инвалидов, общие замечания Комитета ООН по правам инвалидов, доклады Специального докладчика ООН по пыткам, мнения Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям, Европейскую конвенцию по правам человека, судебную практику Европейского суда по правам человека, Конвенцию о правах человека и биомедицине, стандарты Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Несмотря на то, что преобладающее большинство указанных документов не носит обязательный характер для Таджикистана, однако, ссылка на эти документы представляется обоснованной. Ведь их цель – не обвинение государств или подчеркивание недочетов, а укрепление защиты лиц с психическими расстройствами, которые независимо от континента, страны или региона, в которых проживают, всегда подвержены повышенному риску серьезного нарушения их прав.

Предметные вопросы анализа представлены в 5 разделах, каждый из которых содержит обсуждение конкретной нормы Кодекса здравоохранения, урегулирование данного вопроса в международных стандартах, а также выводы, которые можно сформулировать после сравнения объема защиты, содержащегося в национальном и международном праве. Они дополнены предложениями в рамках рекомендаций относительно осуществления законодательных мер, которые на базе достоверной информации, полученной путем мониторинга психиатрических учреждений, могут стать основанием для дальнейшей адвокационной деятельности, направленной на укрепление правовой защиты лиц, пребывающих в психиатрических больницах.

Нормы, принятые в Кодексе здравоохранения РТ в части принятых правовых механизмов, несомненно, формируют надлежащую базу для осуществления мероприятий, направленных на их полную социальную интеграцию. Положения, касающиеся добровольной госпитализации пациента в психиатрический стационар, регулирующие процедуру помещения в учреждение без согласия пациента, предусматривающие обязательный периодический контроль обоснованности продления госпитализации заслуживают положительной оценки как соответствующие существующим в этой области международным стандартам. Следует, однако, подчеркнуть, что в тоже время предписания кодекса создают высокий риск произвольного лишения свободы недееспособных и несовершеннолетних лиц, не учитывают их волю в процедуре госпитализации в психиатрическую больницу, лишают возможности инициирования судебного контроля обоснованности пребывания в учреждении, не предусматривают права на жалобу. Что же касается условий принудительного помещения в психиатрическую больницу, эти предписания могут, в свою очередь, способствовать нарушению личной свободы лиц с психическими расстройствами ввиду несоблюдения принципа ultima ratio лишения свободы.

Все представленные в анализе потенциальные сферы нарушения прав, по мнению авторов анализа, должны быть предметом широкой публичной дискуссии и соответствующих законодательных инициатив.

NoTorture.Tj