Обзор национального и международного законодательства в сфере свободы от пыток: кейсы по Таджикистану

В апреле 2012 года в уголовный кодекс Республики Таджикистан, была введена статья 143 (1) «Пытки». Тем самым выполнив рекомендацию Комитета ООН против пыток.

Республикой Таджикистан признано большинство международных договоров по правам человека. 4 апреля 1999 года в стране вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), еще раньше, в разгар гражданской войны Таджикистан ратифицировал Конвенцию против пыток и других форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания (КПП ООН), которая вступила в силу 10 февраля 1995года.

Вступив в ООН, Таджикистан принял на себя обязательства по соблюдению международных стандартов в области прав человека, и прежде всего, положений Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций еще в 1948 г. Данная декларация заложила основы многих последующих международных норм и договоров в области признания, защиты и соблюдения прав и свобод человека, в том числе и МПГПП.

Запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за исключением случаев, когда существуют различия между пытками и другими видами жестокого обращения – является абсолютным как в рамках МПГПП или КПП ООН, так и в рамках других международных договоров и соглашений.

В статье 5-й Всеобщей декларации прав человека установлено, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию».

В статье 7 МПГПП также установлено, что «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию».

Статья 2 КПП ООН устанавливает, что «каждое Государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией».

Кроме того, статья 16 КПП ООН «Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение (негуманное обращение)» устанавливает, что «каждое Государство-участник обязуется предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не подпадают под определение пытки, содержащееся в статье 1, когда такие акты совершаются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В частности, обязательства, содержащиеся в статьях 10, 11, 12 и 13, применяются с заменых упоминаний о пытке упоминаниями о других формах жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

Национальное законодательство Республики Таджикистан также претерпело изменения в связи с ратификацией международно-правовых актов и норм общего международного права. Так, статья 18 Конституции РТ гласит, что «Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни, кроме как по приговору суда за особо тяжкое преступление. Неприкосновенность личности гарантируется государством. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокости и бесчеловечному обращению. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются».

Соответствует международным нормам и понятие пыток, установленное в национальном законодательстве: «умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное лицом, производящим дознание или предварительное следствие, или иным должностным лицом либо с их подстрекательства, или с молчаливого согласия либо с их ведома другим лицом с целью получить от пытаемого или третьего лица сведения или признания или наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо или по другой причине, основанной на дискриминации любого характера».

Сразу же после введения в Уголовный кодекс Республики Таджикистан в 2012 году статьи 143 прим.1 «Пытки», эта статья была применена в отношении сотрудника милиции ОМВД по Яванскому району Машрафа Алиева, который в апреле 2012 года вызвал 17-летнего Хушвахта Каюмова в участок милиции, и избил его, пригрозив подвергнуть его пыткам электрическим током, если он не признается в совершении кражи. К вечеру Машраф Алиев отпустил его домой, однако потребовал, чтобы тот вернулся на следующий день. На следующий день избиения продолжались и в конце концов, молодой человек подписал «признание», чтобы избежать дальнейших издевательств. Машраф Алиев пригрозил, что Хушвахт Каюмов будет избит 200 сотрудниками милиции, если он позже откажется от своего признания. Хушвахт Каюмов, измученный таким жестоким обращением, решил покончить жизнь самоубийством. 29 апреля родственники обнаружили его повешенным в сарае семьи, в бессознательном состоянии. Они смогли спасти его жизнь, предоставив незамедлительную медицинскую помощь. За пытки сотрудник милиции был приговорен в сентябре 2012 года к семи годам тюремного заключения.

В декабре 2012 года Худжандский городской суд приговорил Хусрава Ниезкулова, сотрудника отдела уголовного розыска Согдийской области, к одному году лишения свободы. Он был признан виновным в том, что удерживал подозреваемого в своем кабинете весь день и избивал его. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила, что задержанный получил травмы уха и почек.

В августе 2013 года, городской суд Курган-Тюбе, вынес условный приговор в отношении Нусрата Ёдгорова, бывшего уголовного следователя Сарбандского района Хатлонской области, сроком на два года в соответствии со статьей 143-1, часть 1 УК РТ. Он был признан виновным в незаконном задержании и избиении подозреваемого в милицейском участке в январе 2013 года.

Учитывая, что наказание, предусмотренное в соответствии со статьей 143-1 («Пытки») Уголовного кодекса Таджикистана не соразмерно с тяжестью совершенных преступлений, а также то, что в отношении многих лиц, обвиняемых в применении пыток, была применена амнистия, правозащитники считают, что «данное положение в комплексе с другими фактами становится причиной продолжающегося применения пыток на практике» и поэтому были подготовлены предложения об ужесточении наказания за пытки.

В 2020 году в статью 143 прим.1 были внесены изменения, ужесточающие наказания за пытки и теперь виновным в совершении пыток грозит от 5 до 15 лет заключения.

NoTorture.Tj