Комитет ООН против пыток направил список вопросов правительству Таджикистана

Комитет ООН против пыток направил список вопросов правительству Таджикистана

Комитет ООН против пыток направил правительству Таджикистана около 50 вопросов по итогам ознакомления со Вторым периодическим докладом страны по предотвращению пыток.

Как сообщила «АП» глава Общественного фонда «Нотабене» Нигина Бахриева, в марте прошлого года Таджикистан представил Второй периодический доклад о ходе выполнения Конвенции против пыток, который будет рассмотрен Комитетом в ходе интерактивного диалога с правительством страны в ноябре 2012 года.

«Обычно с момента подачи доклада до его рассмотрения проходит больше года. Комитет против пыток за одну сессию до официального слушания национального доклада разрабатывает список вопросов правительству», - сказала эксперт.

В списке - самые разнообразные вопросы, касающиеся темы выполнения обязательств Таджикистана по предотвращению пыток и жестокого обращения. «Комитет просит предоставить обновленную, а также дополнительную информацию, которая не вошла в национальный доклад. Также Комитет против пыток обращает очень пристальное внимание индивидуальным случаям, которые вызвали резонанс на национальном и международном уровне», - добавила Бахриева.

В частности, Комитет акцентировал внимание на изменения в Уголовном Кодексе РТ - появлении новой статьи 143 прим. 1, дающей определение «Пытка». «Однако Комитет считает, что наказание в виде 5 лет лишения свободы или меньше не соответствует тяжести преступления и просит объяснить, какие меры принимает государство для обеспечения соответствия наказания, предусмотренного в статье «Пытка», - говорит глава правозащитной организации.

Комитет также заинтересовался информацией о мерах, принятых для предотвращения безнаказанности, и несоответствующего смягчения наказания при принятии закона об амнистии в 2011 году в отношении лиц, осужденных за пытки. В частности, Комитет просит прокомментировать действие закона об амнистии в отношении трех сотрудников СИЗО, осужденных в связи со смертью заключенного Исмоила Бачаджонова в июне 2011 года. Л. Давлатов был осужден по ст. 322 (Халатность) к 3 годам лишения свободы, но отпущен на свободу по амнистии, Р. Рахмонов и У. Иброгимов осуждены по ст. 110 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и 316 (Превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса РТ, но сроки лишения свободы были сокращены с 8 до 6 лет.

Кроме того, Комитет в одном из своих вопросов интересуется принятыми мерами по обеспечению правовых гарантий всем задержанным, включая право на контакт с членами семьи, доступ к адвокату и независимому медицинскому работнику.

Следующий вопрос таджикским властям касается мер, предпринимаемых для обеспечения мониторинга милицейских участков, камер и комнат допроса с целью предотвращения пыток и плохого обращения.

Комитет просит также описать механизмы по обеспечению своевременного, независимого и полного расследования всех жалоб и случаев смерти в местах заключения, и указать доступность результатов данных расследований родственникам погибших. При этом затребована информация обо всех случаях смерти в местах заключения, произошедших за отчетный период, с разграничением по каждому месту заключения.

В одном из вопросов содержится просьба указать шаги, предпринимаемые Таджикистаном по снижению необоснованных задержаний в расследовании нескольких случаев смерти. Упоминаются дела по фактам гибели Бахромиддина Шодиева, скончавшегося в октябре 2011 года в результате полученных тяжелых увечий в ОВД столичного района Шохмансур, Сафарали Сангова, скончавшегося 1 марта 2011 года в результате тяжелых увечий через несколько дней после заключения под стражу сотрудниками милиции ОВД столичного района Сино, Исмона Бобоева, скончавшегося во время содержания в ОВД Исфары в марте 2010 года, а также Хуршеда Бобокалонова, скончавшегося 27 июня 2009 года после задержания милицией в Душанбе.

«Правительство страны должно подготовить свои ответы на поставленные Комитетом вопросы, которые будут обсуждены в ноябре в Женеве», - отметила Бахриева.

Азия-Плюс