ГПП в 2020 году: документировано 37 обращений по вопросу пыток и жестокого обращения

Деятельность Группы правовой помощи (ГПП) Коалиции против пыток направлена на продвижение создания системы эффективного реагирования на заявления о пытках и жестокого обращения и независимого механизма расследования пыток в Таджикистане, а также на координацию деятельности по оказанию практической юридической помощи жертвам пыток и их родственникам.

В 2020 году Группа правовой помощи продолжила деятельность по документированию пыток и жестокого обращения, предоставляла консультации и юридическую помощь, осуществляла деятельность по мониторингу судебных процессов. Совместно с аналитической группой осуществляла работу над подготовкой документов в международные структуры по правам человека. Совместно с медиа-группой ГПП осуществляла деятельность по подготовке информационных и просветительских материалов и сообщений по отдельным делам, законодательству и практике применения пыток и жестокого обращения.

В апреле 2020 года сотрудники ГПП были вынуждены перейти на дистанционную работу в связи с пандемией COVID–19. Работа велась в режиме онлайн, жертвы и их представители консультировались по телефону, в крайних случаях осуществлялся прием граждан с соблюдением мер безопасности. В последующем был установлен график дежурств для приема граждан. Несмотря на то, что в стране не был объявлен карантин в виде изоляции граждан, за период с апреля по декабрь 2020 года, уменьшилось количество обращений граждан, граждане соблюдали повышенные меры осторожности, в том числе ограничивали себя в посещении общественных мест.   

Правоохранительные и судебные органы официально не объявляли об изменении режима работы из-за пандемии, однако, наблюдались определенные ограничения, связанные с обращениями граждан. В Таджикистане концепция электронного управления осуществляется плохо, веб-сайты государственных и местных органов власти частично бездействуют или имеют лишь информационную функцию, в связи с чем в стране практически отсутствует доступ к электронным услугам. Кроме того, Интернет, известный своей высокой стоимостью и низкой скоростью, не способствует предоставлению общественных услуг гражданам. Так, в условиях пандемии судами, прокуратурой и органами внутренних дел были допущены серьезные нарушения прав граждан на обращение, так как был резко ограничен физический прием граждан, регистрация жалоб, обращений и заявлений. Заявления о преступлении не регистрировались, процессуальные документы не издавались или издавались с большими задержками, а доступ адвокатов к своим клиентам был строго ограничен, даже при наличии письменного разрешения следователя или судьи. В связи с эпидемиологической ситуацией рассмотрение гражданских дел в судах откладывалось на неопределенное время, кроме тех уголовных дел, по которым в отношении подсудимых применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, что существенно повлияло на сроки рассмотрения компенсационных исков в судах.

Группой правовой помощи в 2020 году удалось достичь следующих результатов:

  • Специалисты по документированию пыток осуществляют правовое сопровождение по жалобам на применение пыток и жестокого обращения в тех случаях, когда нет необходимости привлечения адвокатов. В результате, специалисты добивались  административного наказания и дисциплинарного взыскания в отношении виновных лиц. В одном из случаев, при обжаловании ненадлежащего условия содержания, когда заключенный практически ослеп, специалисту удалось добиться его перевода на режим отбывания наказания в колонии-поселении.
  • ГПП добилась возвращения уголовного дела на дополнительное расследование. Верховный суд впервые вернул уголовное дело на дополнительное расследование с требованием расследовать вину главы ОМВД, который несет ответственность за действия подчиненных. Кроме того, ВС обратил внимание на негативную практику административного ареста, который предшествовал возбуждению уголовного дела и способствовал применению пыток и потребовал принять меры в отношении судьи суда города Турсунзаде и участкового милиционера, составившего фиктивный протокол.
  • Продолжается практика подачи исковых заявлений в суды по взысканию компенсации морального вреда жертвам пыток. Подан иск по делу Ходжаназарова К. в пользу его супруги и несовершеннолетних детей, где в качестве ответчиков указаны два ведомства - МВД и ГКНБ РТ.

В ходе своей деятельности, ГПП столкнулась с некоторыми проблемами. Правовая защита в основном осуществлялась специалистами по документированию и новыми адвокатами, которые ранее не участвовали на тренингах по стандартам Стамбульского протокола и не имели опыта в составлении ходатайств о назначении экспертиз по оценке физических и психологических травм. В связи с чем, адвокатам сложно составлять процессуальные документы в части детального описания методов применения пыток, полученных телесных и психологических травм, общего состояния здоровья после применения пыток, постановки вопросов к судебно-медицинским экспертам и психологу.

Существуют серьезные проблемы реагирования на ходатайства адвокатов о производстве комплексной экспертизы со стороны следственных органов и судов. Следователи и судьи не принимают решения по заявленным ходатайствам, тем самым, нарушают процессуальные сроки их рассмотрения, предусмотренные УПК РТ. Следует отметить, что существуют проблемы именно в оценке психологических последствий применения пыток, адвокаты не всегда готовы заявлять ходатайства о назначении экспертизы, по оценке психологического состояния жертвы пыток и жестокого обращения. В судебной практике очень мало заявляются такие ходатайства.

В период пандемии COVID-19 адвокаты были лишены доступа к своим подзащитным. ГУИУН РТ отказывал в письменном обращении адвокатов на доступ к подзащитным, обосновывая это эпидемиологической ситуацией в стране.

По делу о применении пыток, где в отношении 4 высокопоставленных чиновников был вынесен приговор, суд отказал жертве пыток, признанной в качестве пострадавшего, выплатить компенсацию морального вреда. Суд постановил, что государство в лице компетентного органа (МВД РТ) не несет ответственности за действия государственных служащих, нарушивших право человека на защиту от пыток при выполнении ими государственных полномочий. Этот случай является серьезным нарушением международных стандартов свободы от пыток. Адвокаты обжалуют решение суда.   

Кроме того, за отчетный период специалисты ГПП столкнулись с такими проблемами, как отказ жертв пыток и их родственников от дальнейшего обжалования неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов. Отказы обусловлены, прежде всего, страхом дальнейшего уголовного преследования, угрозами со стороны правоохранительных органов, недоверием к системе правосудия. В результате такого отказа, проделанная работа специалиста не может быть доведена до конца, что может негативно повлиять на эффективность показателей в деятельности ГПП в целом.

Документирование фактов пыток и других видов жестокого обращения.  За период с 1 января по 31 декабря 2020 года организациями – членами Группы правовой помощи и организациями-членами Коалиции было документировано 37 обращений по вопросам применения пыток и жестокого обращения, из которых 9 - в отношении женщин и 2 несовершеннолетних. Продолжалась работа по 11 делам прошлых лет.

Основные нарушения прав человека в процессе задержания и проведения расследования: незаконные и произвольные задержания; физическое насилие в виде избиения, пытки электрическим током; угрозы изнасилованием самой жертвы и/или членов семьи; запугивание заключением под стражу.

Пытки и жестокое обращение применялись с целью получения признательных показаний, наказания за совершение определённых действий или в качестве меры усмирения и унижения личного достоинства. 

Заявления на применение пыток и жестокого обращения поступили на различные государственные органы, но больше всего – 26 – на органы внутренних дел.

Мониторинг судебных заседаний. За 2020 год были проведены наблюдения за судебными процессами по 7 делам, всего представители ГПП участвовали в качестве наблюдателей в 12 судебных заседаниях.

Основные выводы:

·         Большинство судебных заседаний начинались с большой задержкой. 4 из 10 судебных заседаний, охваченных мониторингом, начались с задержкой до 30 минут, а остальные 6 судебных заседаний начались с существенной задержкой в 1,5-2 часа. Причина задержки не объяснялась ни в одном из случаев.

·         В большинстве случаев рассмотрение дел проходит в кабинетах судей, которые не приспособлены для ведения судебных процессов, а также не способны вместить в себя всех желающих принять участие на судебных процессах. Это серьезно влияет на открытость и гласность судопроизводства.

·         По ряду заявленных ходатайств адвокатов судьи откладывали принятие решения на последующие судебные заседания, в нарушение процессуального законодательства и международных стандартов. Для обеспечения справедливого судебного процесса важно, чтобы все ходатайства принимались и рассматривались своевременно, так как это может повлиять на ход судебного процесса. Например, в ходе наблюдения были выявлены случаи, когда ходатайства о назначении судебно-медицинской экспертизы по делам, в которых были сделаны заявления о даче признательных показаний в результате применения пыток, были отложены на последующие судебные заседания. Такая практика может повлиять на то, что с истечением времени следы пыток и жестокого обращения могут исчезнуть и станет сложнее (или невозможно) доказать сделанные в ходе суда заявления о применении пыток.

·         Наблюдатели также отметили, что в помещениях суда не созданы условия: в зимнее время залы судебных заседаний не обогреваются, участники вынуждены сидеть в верхней одежде, в летнее время помещения не охлаждаются.

a)    Неравенство участников: государственный обвинитель (прокурор), секретарь и сотрудники милиции пользовались своими телефонами в зале суда, в то время как другие участники суда при входе подвергаются обыску, при котором мобильные телефоны и другие гаджеты изымаются. Осмотру подвергают также сумки адвокатов.

Предоставление юридической помощи представительство в суде

Гонорарный Фонд для оказания правовой помощи предполагаемым жертвам пыток и/или их родственникам расходуется по согласованию с членами комиссии по распределению Гонорарного Фонда (4 человека) и Координатором Группы правовой помощи. За 2020 год в Гонорарный Фонд Коалиции направлено 13 запросов о предоставлении услуг адвоката по новым обращениям, которые были поддержаны. Группа правовой помощи отслеживает 6 стратегических кейсов, из которых 4 кейса по делам прошлых лет.

Об этом и многом другом - можете ознакомиться на нашем сайте и социальных страничках:

Наш сайт: http://notorturetj.org/  

На  Facebook: https://www.facebook.com/notorture.tj

В Twitter: https://twitter.com/NoTorturetj

В Soundcloud: https://soundcloud.com/notorture-tj

В Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCWfjfabt9tacFgj-rcJZqtw

В Odnoklassniki: https://ok.ru/group/54476259131498

В Теллеграмм: http://t.me/notorturetj

В Инстраграмм: notorture.tj

NoTorture.Tj